«Основной упор нужно делать именно на качественные исследования»

Директор агентства маркетинговых исследований «ФОРЭН» (Нижний Новгород) — партнера ВЦИОМ — Надия Нуртынова рассказала об опыте организации качественных исследований в регионе.

. Нуртынова_ФОРЭН2— Надия, расскажите немного о себе. Как вы пришли в профессию?

— После института я работала за границей, преподавала иностранные языки. Потом вернулась в 90-е годы в Россию. Учителям очень мало платили, и мне предложили работать интервьюером. Я согласилась, начала работать, потом училась, и в результате создала свою организацию.

— Когда и как создавалась ваша компания?

— Сначала — с 1997 года — как ИП мы занимались маркетинговыми исследованиями в основном от компании «Синовейт». Потом стали независимой компанией, начали работать с заказами других заказчиков. В 2000 году была создана компания «ФОРЭН». Я являюсь ее основателем.

— Вы сразу определились с направлением деятельности вашей компании или это было постепенно?

— Скорее постепенно.

— Чем поддерживается интерес к работе, источник вдохновения?

Я человек очень обязательный. И если мне нужно что-то сделать, то обязательно очень хорошо. Можно сказать, что я отличник по жизни, хотелось бы всегда все делать «на пять». Такая особенность.

— Какими видами исследований в большей степени занимается ваша компания: организацией количественных опросов, качественных исследований? Какова их тематика?

Сейчас, наверное, уже больше качественных исследований, количественных становится все меньше и меньше: 50% -— это бизнес и 50% -— социология.

— Поговорим поподробнее о качественных исследованиях. Как давно вы занимаетесь именно этим направлением?

Начинали мы очень давно — в 2000-х годах. Тогда мы стали проводить первые глубинные интервью. А дальше все пошло больше и больше — мы начали проводить фокус-группы, организовывали фокус-комнаты, в общем, развивались.

— Кто проводит отбор потенциальных участников фокус-групп, экспертов: рекрутер, оператор колл-центра или менеджер?

Рекрутом у нас занимается менеджер отдела качественных исследований.

— Какие методы рекрута участников качественных исследований используются?

Это и «снежный ком», хотя этого мало, социальные сети, через знакомых, через интервьюеров, сеть рекрутеров очень большая.

— Комбинируются ли методы поиска потенциальных респондентов в рамках одного проекта?

Да, обязательно.

— И какая конверсия, какая доля какого метода превалирует?

Сейчас, наверное, больше уже социальные сети — мы ищем во «ВКонтакте», в других социальных сетях.

Если говорить о методах, применяемых для поиска потенциальных участников фокус-групп, респондентов, как вы определяетесь, каким именно методом начать рекрут?

Во-первых, это ТЗ — в зависимости от заданий, конечно, и опыт тоже. Этим больше занимается качественный отдел.

— По вашему опыту, какой метод поиска наиболее результативен?

Смотря какое задание, от технического задания зависит. Если это какая-то очень редкая группа, то тут помогают личные контакты.

— При поиске потенциальных участников фокус-групп, экспертов вы используете онлайн-технологии рекрута?

Внутри нашей компании на данный момент нет.

Результаты поиска накапливаются в какую-то базу данных?

Обязательно, да. Мы ведем такую базу, обязательно все контролируем, проверяем.

В каком формате ведется эта база данных: это Excel, SPSS?

Это Excel. Этим занимается наш качественный отдел.

— Обмениваетесь ли вы данными о неблагонадежных рекрутерах или респондентах с коллегами из своего региона или отрасли, из других регионов?

— Да, обмениваемся. Не со всеми компаниями в Нижнем Новгороде, но с некоторыми у нас очень тесные контакты.

— Как вы считаете, наличие специальной программы для рекрута респондентов, потенциальных участников фокус-группы или экспертов облегчило бы работу по контролю за качеством рекрута?

Думаю, что да.

— При проведении фокус-групп какое оборудование используется? Есть ли возможность видеотрансляций?

Да, видеотрансляция и все технические средства для этого у нас есть.

— Как контролируются результаты поиска, рекрута: по скрининговой анкете или есть какие-то дополнительные контрольные процедуры?

Во-первых, у нас есть база учета участников, о которой мы уже говорили. По базе мы обязательно всех проверяем. Во-вторых, скрининговые вопросы и личный обзвон респондентов менеджера того проекта, который он ведет. Иногда кроме скрининговых вопросов мы дополнительно задаем какие-то свои вопросы.

Не секрет, что существуют «профессиональные респонденты», которые зарабатывают на участии в ФГ. Как вы с этим боретесь?

— Мы их отслеживаем, прежде всего, по базе. Мы с этим боремся, конечно, очень жестко, вплоть до того, что если мы это выявили, то можем и группу остановить. Это происходит крайне редко, но иногда бывает. Но мы стараемся выявлять их «на подступах» к группе.

— Как вы оцениваете работу ВЦИОМ в качестве организатора качественных исследований?

— Недавно мы оценивали вашу работу сами внутри себя как одну из самых, наверное, надежных и хороших компаний. Мы вам поставили пятерку. У вас все менеджеры, как и у нас в компании, круглосуточно на работе. Это действительно так. Бывает, мы делаем большие поля, и вопросы возникают поздно вечером, рано утром, вы всегда на посту –такого нигде больше нет, это очень приятно. И, во-вторых, очень быстро решаются все вопросы и проблемы. Кроме этого, у ВЦИОМ очень четкое и лаконичное, понятное техническое задание. Это очень важно.

— Как вы оцениваете ситуацию с качеством рекрута участников фокус-групп в целом в отрасли? Вы общаетесь с коллегами из других регионов?

— Если мы выявляем какого-то «профессионального респондента», мы всем об этом даем знать. Обратную связь не всегда получаем. Иногда у нас снимают помещение, арендуют фокус-комнаты, и я вижу одни и те же лица приходящих людей на эти фокус-группы, которые там никак не должны быть, но такое происходит.

Вы делитесь этой информацией?

Конечно, я всегда про это говорю.

— Пожалуйста, расскажите о планах на будущее и какие цели вы перед собой ставите?

Расширяться именно в качественных исследованиях. Хотелось бы еще открыть несколько фокус-комнат, у нас их уже три. И в последнее время чувствую, что качественных исследований много, а количественные, наоборот, идут на убыль. Поэтому считаю, что основной упор нужно делать именно на качественные исследования.

— Уменьшение количественных исследований и увеличение качественных — это в целом тенденция рынка.

Да, этот тренд очень явственно прослеживается.

— Ваши заказчики, не только ВЦИОМ, чаще всего модерируют сами или обращаются к вашему модератору или модераторам?

Чаще все-таки приезжают сами, но в последнее время все больше и больше фокус-группы модерируем и мы. Сейчас в процентном соотношении 20% — проводим мы, а 80% — представители заказчика. Но мы готовы расширяться, готовы учиться.

 

Evseeva2Евсеева Снежана, директор по развитию партнерской сети ВЦИОМ: «Агентство маркетинговых исследований «ФОРЭН» неоднократно становилось лучшим партнером ВЦИОМ. Всегда на связи, готовы выручить в сложной ситуации, все проекты сданы в срок с высоким качеством данных. За последний год увеличилось количество совместных проектов, реализованных с «ФОРЭН» в других регионах: Москве, Московской области, Чувашии. Новый опыт — создание выездных бригад для проведения опросов в других регионах — считаем успешным, надеемся на плодотворное сотрудничество в этом направлении. Компания «ФОРЭН» успешно развивает новое для себя направление –экспертные CATI-опросы. В нашей организации есть запрос на проведение опросов узкой целевой аудитории — представителей коммерческих структур по определенным направлениям. Обычный метод массового CATI-опроса не подходит, нужна «точечная» работа. Мы планируем совместно развивать это направление».

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.